Детский сад Лигрёнок

Детский сад Лигрёнок
Нижний Тагил, Вагоностроителей, 35

Мы играем с водой!

вторник, 30 ноября 2010 г.

Что такое самооценка?


Почему один ребенок успешен, активен, хорошо занимается, а другой - угрюмый, скованный, агрессивный или наоборот тихий и пассивный? Многие родители задают подобные вопросы, глядя на свое чадо и сравнивая его с другими. Частично в этом "виновны" физиологические особенности: свойства темперамента, которые родители передают своему малышу по "наследству", патологические состояния нервной системы, которые выявляет врач-невропатолог, но большая роль в этой проблеме отводится самооценке ребенка.
Если мы внимательно прочитаем определение самооценки, которое дают специалисты, то узнаем, что "самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам".
Но маленькому ребенку трудно оценить себя, поэтому он оценивает себя, в основном, с родительских слов и близкого окружения. Именно от них малыш узнает, что он - "аккуратный", "добрый", "ласковый" или "неряха", "лентяй", "драчун", и присваивает эти определения себе, формируя из них самооценку. Таким образом, получается, если мы постоянно называем ребенка "неряхой", то он таким и будет, будет соответствовать вашим установкам.
Как поменять эту ситуацию? Для этого нужно оценивать не ребенка, а его поступки и действия, не задевая личность малыша. Похвала складывается из двух компонентов - наших слов и выводов детей. Нужно облечь наше суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о себе самом.
Н-р,
 Правильная похвала: "Поделка, которую ты сделал, такая красивая!" Возможный вывод ребенка: "Я умею хорошо мастерить". Правильная похвала: "Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!" Возможный вывод: "Я помог маме".
То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние реалистические положительные оценки в значительной степени определяют хорошее мнение ребенка о себе самом и об окружающем его мире.А если у ребенка положительная, адекватная его возможностям самооценка, то он и будет активным, жизнерадостным, естественным...

Комментариев нет:

Отправить комментарий